30 октября 2017 года на заседании президентского Совета по правам человека Президент РФ Владимир Путин сообщил, что зарубежные организации целенаправленно и профессионально занимаются сбором биологического материала российских граждан по всей стране. Президент отметил, что россияне являются объектом пристального интереса, но относиться к этому нужно без страха.
По мнению Артура Исаева, основателя Центра Генетики и Репродуктивной Медицины Genetico, «В РФ на самом деле наблюдается рост количества вывозимых за рубеж биообразцов, в частности образцов ДНК российских граждан. Это видно по отчетам Росздравнадзора, выложенным на официальном сайте регулятора. Причем надо понимать, что одно разрешение позволяет вывезти десятки, а может и сотни таких образцов. Это возможно благодаря методике, с помощью которой ДНК каждого конкретного пациента специальным образом кодируется. В одну пробирку можно одновременно поместить от десятка до нескольких сотен образцов, меченных специальными баркодами. После сиквенса которых с помощью компьютера легко определить, какому пациенту принадлежит определенная последовательность ДНК (геном или экзом).
Хочу отметить, что рост вывоза биообразцов идет на фоне того, что наше государство финансирует закупки высокотехнологичного оборудования для генетической диагностики. В России уже созданы и активно работают лаборатории, достаточно высокого уровня, такие как Центр Генетико, которые по сути могут выполнять любые типы генетических анализов. Именно для таких анализов вывозится за рубеж значительное количество образцов ДНК и биообразцов.
По моему мнению, органы исполнительной власти недостаточно контролируют происходящее. В России свои услуги активно рекламируют и предоставляют зарубежные лаборатории, у которых нет разрешения работать на рынке РФ. Например, английская Future Health, вывозящая образцы пуповинной крови, американская компания Natera, немецкая Life Codexx, которые вывозят образцы плодной ДНК, выделенной из крови беременных женщин. Исследование ДНК, биоинформатическая обработка данных и возможное хранение образцов производится за рубежом.
Российские высокотехнологичные лаборатории неизбежно инвестируют в закупку оборудования, инсталляцию, запуск, трансфер технологии. А зарубежные лаборатории таких расходов не делают и при этом могут предоставлять российским гражданам свои услуги. В результате зарубежные компании находятся в более привилегированном положении, чем российские, потому что их деятельность никак не регламентируется и у них не требуют российские лицензии. В США такая ситуация совершенно невозможна. Например, наша российская лаборатория Genetico не может начать продавать тесты даже через посредника на территории США без специального разрешения регулятора. Поскольку генетический анализ — это исследование, оказываемое в интересах пациентов, и в дальнейшем по его результатам врачи делают медицинские выводы. Поэтому котрагент должен обязательно соответствовать законам страны, в которой оказывает услуги и контролироваться регулятором в области здравоохранения.
Еще один важный аспект — организации, находящиеся вне территории РФ и вывозящие биообразцы за рубеж, находятся вне российского налогообложения, и не платят в России налоги, в отличие от российских лабораторий.
Несет ли опасность вывоз биообразцов? Мое мнение – вряд ли эти образцы как-то дополнительно используются. Хотя, после вывоза образцов, зарубежные компании не попадают под российское законодательство, и никакого контроля за использованием образцов и полученных данных осуществить невозможно.
Я, однозначно, поддерживаю оборот и вывоз образцов. Это бывает крайне необходимо, если какие-то исследования пока не проводятся в России. Но вывоз как и услуги должны регулироваться государством.
Если мы хотим развивать в России высокотехнологичную отрасль и импортозамещение, то необходимо поставить иностранных производителей таких услуг в равное положение с российскими компаниями.